Еще недавно новорожденный был крошечным комочком, который только спал и кушал. Три месяца от рождения — переломный этап в жизни грудничка. Давайте разберем, что должен уметь ребенок в 3 месяца. В этом возрасте видны задатки самостоятельности. Ребенок еще не может сказать: «Я сам», но выразить это пытается всеми возможными способами. Кроха вышел из периода новорожденности, который длится до 10 недель, и становится экспериментатором.
Содержание
- Что он умеет?
- Познание окружающего мира
- Советы родителям
- Физическая активность карапуза
- Хватательный рефлекс
- Отклонения в развитии
- «Поторопился» родиться
- Коррекция развития
Что он умеет?
Все дети развиваются индивидуально. Мамы день за днем видят изменения в поведении крох. Есть ряд вещей, которые они должны делать в этом возрасте. Сильное отклонение в сроках приобретения навыков свидетельствует о том, что развитие идет не совсем правильно.
Познание окружающего мира
Активность и улыбчивость малыша говорят об его правильном развитии
Младенец в три месяца:
- Внимательно рассматривает предметы, которые находятся перед ним. Провожает взглядом яркие предметы и замирает при виде игрушки. Если двигать ею перед крохой, а потом убрать из виду, то малыш будет глядеть в сторону исчезнувшей вещи еще какой-то период времени. Он ожидает, что предмет опять появится в поле зрения.
- Крутит головой, если держать его на руках в вертикальном положении.
- Тянется к игрушкам, пробует их на вкус.
- Вычленяет то, что ему интересно, и игнорирует то, что скучно.
Поведение трехмесячного ребенка по отношению к окружающим:
- На то, что развитие малыша происходит правильно, указывает наличие «комплекса оживления». Его проявление — активность грудничка в присутствии взрослого или другого ребенка.
- Взрослый должен наклониться над крохой на расстоянии 25 — 30 см и ласково, с улыбкой с ним поговорить. В ответ малыш машет ножками и ручками и улыбается. Вы можете заметить такое проявление эмоций и раньше. В отдельных случаях так может вести себя даже месячный ребенок.
- Осознает свою индивидуальность. Спокойно наблюдает за мамой и не требует плачем взять его на руки.
- Различает голоса близких людей.
- Плачет с паузами. Вставляет их, дожидаясь ответа родителей. По плачу ребенка теперь понятно, что он испытывает или хочет сказать маме и папе. Малыш не просто недовольно кричит. Грудничок испытывает спектр эмоций, которые научился различать. Если голоден и обидно, что не берут на ручки, то он приподнимает бровки, морщит носик.
- Певуче гулит при виде мамы или другого родного человека. Кричит с отчетливой интонацией в отличие от месячного малыша, который надрывно плачет.
Советы родителям
Носите малыша на руках «столбиком», в «кенгурушке» или в слинге так, чтоб он мог наблюдать окружающий мир.
Хотите насмешить малыша? Наклонитесь к нему и произнесите слово с шипящими звуками: «шахтер», «штрудель», «шашки», «чебурашка», «ишак». В один прекрасный момент грудничок заливисто рассмеется. Вы заметите, что ребенок внимательно наблюдает за вами и ждет продолжения. Больше всего малышам нравятся иностранные словечки. Карапуз уже в таком возрасте чувствует иное и иностранное, и от этого ему смешно. Смешите кроху. Делать это полезно для настроения и психики, развития мышц лица.
Никак не можете утихомирить плачущего кроху? Поговорите с ним в течение 30 секунд. Увидите, что он потихоньку успокоится, прислушается к вашей речи и попытается по-своему ответить.
Физическая активность карапуза
Что должны делать дети в три месяца:
- С минимальной помощью взрослого переворачиваться со спины на бок, а потом на живот. В таком положении приподнимать плечи, верхнюю часть туловища, хорошо держать голову.
- Делать попытки ползти. Отталкиваться ножками от любой подходящей поверхности. Если у его ножек окажется мячик, то он его оттолкнет. С этого момента будьте бдительны: не оставляйте кроху самого на кровати или диване. Чтобы отлучиться и не переживать, мамы укладывают ребятишек в манеж.
- Упираться в твердую горизонтальную поверхность ножками при поддержке подмышки. При этом выравнивать их в коленном суставе и ставить на поверхность всю ступню. Ставить малыша полностью в таком возрасте запрещено!
Хватательный рефлекс
У трехмесячного малыша:
- Безусловный хватательный рефлекс замещается осознанными действиями. Исчезает гипертонус: разжимаются кулачки, и ребенок удерживает предметы самостоятельно. Пробует игрушки на вкус.
- Рассматривает ручки, трогает себя за лицо. Изучает наощупь глазки, носик.
Отклонения в развитии
Развитие каждого ребенка происходит соответственно собственному графику, заложенному природой. Ни одна книга не скажет, когда точно кроха приобретет те или иные навыки и умения. Но если он сильно отстает от сверстников, то стоит обратиться к специалисту. Не спешите делать неутешительные выводы. Отлично, если под рукой у вас будет таблица развития двигательных умений и нервно-психического развития детей первого года жизни. Воспользуйтесь справочником, который издал педиатр Комаровский, или другими проверенными источниками.
Если трехмесячный ребенок не держит головку, пассивен, вялый, то, возможно, у него есть отклонения в развитии
Что должно насторожить родителей:
- Ребенок не держит голову.
- Не реагирует на источник шума. Не поворачивает голову к источнику звуков.
- Не тянется за игрушками.
- Малыша не интересуют перемещающиеся перед ним предметы.
- Нет «комплекса оживления». Не реагирует на детей и младенцев рядом с ним.
- Плачет надрывно, без пауз.
- Не играет собственными ладошками и пальчиками.
«Поторопился» родиться
Недоношенные детки относятся к особой категории. Оценка их развития на первом году жизни происходит с опозданием, равным сроку недоношенности. Родившийся семимесячным малыш в три месяца умеет то же, что и кроха 30 дней от роду. Недоношенные дети развиваются по-разному. На нервно-психическое состояние и двигательную активность влияют состояние здоровья, травмы при родах, инфекционные заболевания.
Если вы увидели, что навыки и умения грудничка в трехмесячном возрасте не соответствуют стандартам, то обратитесь к педиатру. Он назначит дополнительные обследования, массаж и другие корректирующие меры.
Коррекция развития
При этом вы должны самостоятельно заниматься с крохой. Каждую свободную минуту уделяйте общению и развивающим занятиям.
- Приобретите яркие игрушки и перемещайте по очереди перед крохой. Постепенно он научится фокусировать на них взгляд.
- Обратите внимание на музыкальные игрушки с приятными мелодиями, классической музыкой или звуками природы.
- Сделайте импровизированный турник для крохи. Стимулируйте его тянуться к нему.
- Вкладывайте в ручки дитяти предметы разного размера, фактуры, формы.
- Учите ребенка ползать. Положите перед ним яркий предмет. Как только он его заинтересует, подставьте ладонь под стопы ребенка. Постарайтесь, чтобы грудничок сам добрался до игрушки.
- Ребенок должен находиться в компании близких, слышать речь, иметь хороший угол обзора для наблюдения.
- Читайте крохе сказки, танцуйте с ним на руках. Посещайте с ним новые места. Рассказывайте ему, что видите вокруг.
Любите кроху, внимательно относитесь к физическому и психическому развитию и здоровью. Регулярно показывайте ребенка педиатрам. И помните: вовремя выявленные отклонения исправимы.
Соответствует ли нормам развития малыш, и что должен уметь ребенок в 3 месяца. Речь пойдет о достижениях и навыках крохи в этот знаковый период, а также о том, что делать, если развитие не соответствует общепринятым канонам.
Источник: