Когда новорожденного приносят домой из роддома, родители готовы носить его на руках постоянно. Но со временем молодая мама понимает, что ребенок не дает ей ни минуты покоя, постоянно просится на руки. Домашние дела не делаются, на отдых не остается времени. Почему так происходит и как отучить ребенка от рук так, чтобы его психика не пострадала?
Содержание
- Как ребенок привыкает к рукам
- Как влияет любовь мамы
- Как отучить
- 0 — 3 месяца
- 4 — 5 месяцев
- 6 месяцев
- 7 — 8 месяцев
- 1-2 года
- Когда не следует отучать от рук
- Укачивание перед сном
- Нужно ли отучать
- Резюме
Как ребенок привыкает к рукам
Первые месяцы жизни – этап ответственный, ребенок мал и без постоянного присутствия мамы ему никак не обойтись. В этот период и закладываются предпосылки привязанности к рукам. Как же это происходит?
- Вначале младенец много спит, непродолжительный период бодрствования – время общения. Членам семьи хочется полюбоваться на любимое чадо, по первому зову все бросаются на помощь, берут его на руки.
- До 3-х месяцев грудничка мучают кишечные колики, он громко плачет, сучит ножками. Помочь ему можно, если взять на руки и прижать к животу. Тепло маминого тела облегчает страдания крохи, снижает болевые ощущения, ребенок успокаивается и засыпает. Со временем проблема исчезает, а привычка находиться на руках остается.
- Зависимость часто вырабатывается и во время болезни ребенка. Высокая температура, кашель, плохое самочувствие не дают ему уснуть, лучше он себя чувствует только на маминых руках.
Малыш растет, проблемы раннего возраста уходят, время бодрствования увеличивается до нескольких часов, а ребенок привык и требует плачем и криками, чтобы мама взяла его на ручки. Что же делать, как отучить ребенка от рук?
Как влияет любовь мамы
Многие молодые мамы, родив первенца, испытывают к нему сильную привязанность. Женщина наслаждается близостью, держа малыша на руках, вдыхая его запах. На прогулке постоянно разговаривает с ним, показывает животных, деревья, небо, машины. И это правильно, так ребенок лучше развивается, у него нет недостатка в тактильных ощущениях, он испытывает чувство защищенности и собственной значимости, вырастает уверенным в себе человеком.
Но такое отношение иногда формирует зависимость от рук. Ведь малышу все интересно, но сам он не может сесть или встать, а вертикальное положение дает возможность наблюдать за происходящим. Эта привычка обычно проходит к 6 месяцам, когда ребенок становится более самостоятельным, может сидеть и передвигаться на четвереньках.
Когда кроха хочет, чтоб его все время носили на руках, главное — не идти у него на поводу. Должно быть разумное соотношение самостоятельности и развлечений.
- Пусть часть времени он проводит в кроватке, гулит, рассматривает свои ручки, подвески, игрушки. А для любящей мамы эта картина не менее увлекательна.
- Половину бодрствования можно посвятить общению и рассматриванию окружающих предметов.
Время, когда ребенок предоставлен сам себе, имеет огромное значение для развития двигательной активности малыша. Ведь он должен научиться переворачиваться на животик, пытаться ползать, потом вставать. А на руках мамы этому научиться невозможно.
Как отучить
Чтобы ребенок постоянно не просился на ручки, давал возможность отдохнуть маме и заняться делами по дому, учитывая возраст, можно воспользоваться несколькими приемами:
0 — 3 месяца
В этом возрасте отучать от рук нельзя, физически и эмоционально малыш связан с матерью. Главное не выработать в нем чрезмерную зависимость.
- В месяц, если малыш сухой и сытый, он вполне может полежать самостоятельно минут 10, рассматривая мобиль. Если чадо начало хныкать, можно потрясти погремушкой или подвеской, висящей на кроватке.
- Период бодрствования увеличивается в 2 месяца, половину этого времени можно проводить рядом с грудничком, не держа его. Младенца положить на кровать или диван, пеленальный столик, сделать ему массаж, поговорить с ним, погладить по спинке и животику. Главное поддерживать тактильный контакт, тогда кроха не будет ощущать себя одиноко.
- С 3-х месяцев, когда кроха зовет маму, кидаться на малейший писк не надо, главное, чтобы реакция была своевременной. Не стоит ждать, когда у грудничка начнется истерика, это отражается на его психике, а для правильного развития он должен быть уверен в любви родителей.
4 — 5 месяцев
Четырех-пятимесячный малыш уже многое понимает, с ним можно поиграть.
- Если, лежа в кроватке, он начинает плакать, требуя, чтобы его взяли на ручки, можно спрятаться за перекладиной кроватки, появившись, сказать «ку-ку» и опять спрятаться. Вскоре ребенок включится в игру и начнет улыбаться.
- Отвлечь внимание легко яркой игрушкой, это может быть погремушка, резиновые пищащие предметы. Эти объекты способствуют его развитию, дополнительно отвлекают от постоянного присутствия матери.
Сейчас в помощь маме огромный выбор развивающих ковриков, в них есть все, что необходимо маленькому человеку для самостоятельных занятий.
6 месяцев
До полугода малыша перестают мучить колики, и на смену им приходят прорезывающиеся зубки. Болезненный процесс не дает в полной мере развивать самостоятельность, но внимательная мама уже прекрасно разбирается в причине плача, отличит манипуляции от настоящей проблемы.
- Когда ручной малыш начинает хныкать, можно с ним полежать, попеть песенки. С одной стороны, он будет чувствовать рядом маму, с другой — довольно тяжелого ребенка не придется носить на руках.
- Не следует оставлять его одного надолго, но самостоятельно занять себя непродолжительное время он уже вполне способен. Сначала можно поиграть вместе, увлечь его этим занятием, потом отойти, минут через 10 опять подойти и дать другой предмет.
- Если игрушки не увлекают малыша, наверняка ему понравится поползать по полу вместе с мамой.
Нельзя оставлять ребенка одного на кровати, диване и даже на полу. Безопасное место — в его кроватке или манеже.
7 — 8 месяцев
Именно этот возраст рекомендуют психологи, чтобы отучить ребенка от рук. Надо помнить, что этот процесс — стресс для младенца, поэтому резкий переход неприемлем. Его уже можно взять с собой на кухню, ненадолго посадить на детский стульчик или расстелить одеяло на полу, дав ему игрушки. Во время приготовления пищи надо с ним разговаривать, рассказывать о процессе.
1-2 года
В год проблемы привязанности к рукам уже быть не должно. Но когда этого не произошло, особых сложностей не возникает. Для годовалого ребенка неплохой вариант для игр — маленькое пианино, звуковые игрушки, можно попытаться покатать машинку, перебрать кубики или шары, детскую посуду. Выбор предметов огромен, основная задача — суметь вовремя переключить внимание. Требуется выделить место для времяпровождения, сделать его максимально безопасным. Но и в год малыш долго один играть не может, поэтому лишать его маминого внимания не следует.
Если положение совсем безвыходное, можно включить ненадолго телевизор: на плачущего малыша метод действует безотказно. Только не следует прибегать к этому постоянно. Помимо зависимости, от которой будет сложно отучить, пострадают зрение и психика ребенка.
Когда не следует отучать от рук
Обычно сокращать тактильный контакт родители начинают к полугодовалому возрасту.
- Ребенок становится более самостоятельным, он уже пытается сидеть, ползать, начинает брать предметы в руки, тянет их в рот.
- Начинается прикорм, значит, время кормления грудью сокращается.
Многие родители считают, что пора ребенку становиться более самостоятельным. Но не всегда он соглашается с их решением. Некоторые дети очень привязаны к матери, они спокойны, только когда она находится рядом. В этом случае настаивать не следует, чтобы не травмировать малыша. Бывает, детям близость мамы необходима до годовалого возраста. Процесс отучения очень длительный и бережный. Чтобы сохранить эмоциональную стабильность карапуза, стоит еще немного потерпеть.
Не следует торопиться отучать от рук в случаях:
- когда ребенок отстает в развитии;
- перенес родовую травму;
- ослаблен или недоношен.
После года он сам будет стремиться к познанию мира, и для этого маминых рук уже недостаточно. А пока необходимо, пусть наслаждается постоянным присутствием мамы, ведь это так важно для его психического развития.
Для того чтобы снизить давление на позвоночник и освободить руки, можно воспользоваться рюкзаком «кенгуру», но этот вариант ограничивает возможности ребенка, в нем он может находиться только в вертикальном положении.
Чтобы разнообразить позы малыша, предпочтительнее использовать слинг. Это прочный отрез ткани, достаточно длинный, чтобы из него, обмотав вокруг тела матери, можно было сформировать своеобразный карман. В нем ребенку будет гораздо удобнее спать в горизонтальном положении на боку, при необходимости ручки убирают внутрь. Когда ребенку исполнится полгода, слинг можно расположить на спине.
Когда младенец выражает потребность общения с мамой слишком импульсивно, плачем и истериками, стоит поискать причины такого поведения. Возможно, в семье нервозная обстановка, или его время еще не пришло? Так или иначе, нужно сначала устранить повод, отказывать в близком общении малышу пока рано. Взрослым надо помнить, что это прекрасное время: ребенок вырастет, и больше мама не сможет носить его на руках.
Укачивание перед сном
Иногда ребенок прекрасно развлекается сам во время бодрствования, рассматривает погремушки, перебирает кубики, но когда дело доходит до сна, самостоятельно в кроватке не засыпает.
Как быть в этом случае?
- Грудничку необходимо мамино тепло, ощущение ее тела рядом, только тогда он чувствует себя защищенным, расслабляется и засыпает. Поэтому первое время его укачивать нужно, но, не дожидаясь, когда он полностью уснет, положить в кроватку. Если кроха проснулся, опять взять на руки.
- Первое время мама должна находиться рядом, поглаживать его, петь колыбельные, ласково разговаривать. Ребенок еще не понимает, что она говорит ему, но тонко улавливает ласковую интонацию и засыпает спокойно.
Вначале придется потратить время, но уже через неделю результаты будут заметны.
Когда младенец засыпает только на руках мамы, это — свидетельство его повышенной привязанности. Но не помешает проверить кровать и посоветоваться с врачом. Может быть, ребенка беспокоят боли в спине, вызванные декомпрессией позвонков, в этом случае ему неудобно лежать на ровной поверхности. Ситуация нередко встречается у маленьких детей, когда они начинают ползать, пытаются вставать и падают на попу.
Нужно ли отучать
Перед тем как начинать отучать ребенка от рук, сначала надо подумать: стоит ли? Находясь на родных маминых руках, малыш счастлив, он ощущает себя частью единого целого, испытывает комфорт и умиротворение. Возможно, не надо лишать его этого счастья слишком рано.
- Если женщина устала от домашних забот, стоит поговорить с мужем или с мамой, свекровью. Пусть родные люди часть забот по дому возьмут на себя. Ведь отпуск дается, чтобы полноценно ухаживать за малышом, а не за мужем или квартирой.
- Когда малыш предпочитает находиться рядом с мамой постоянно, для занятий с ним привлекают других членов семьи. Пусть с ребенком посидит папа или бабушка, развлечет старшая сестренка. Если он научится общаться с другими людьми, тогда и отучать его от рук нет необходимости.
- Некоторые родители считают, что ребенка незачем держать на руках. Это неправильно, он вырастет эмоционально бедным, одиноким человеком, ему сложно будет проявить свою любовь.
Но есть дети, которые просто привыкли находиться на руках постоянно, не приемлют иного общения, чему способствуют любящие бабушки, братья и сестры. В этой ситуации можно говорить об избалованности и, естественно, отучать маленького деспота от рук нужно.
Резюме
- Зависимость от рук у младенца развивается в период до 3-х месяцев.
- Малышу важно присутствие мамы рядом, но он должен давать ей немного свободы, чтобы у нее были силы для занятий с ним.
- Если ребенок не готов отказаться от рук, ему важен тактильный контакт с мамой — лучше этого не делать.
- Чтобы правильно отучить ребенка от рук, важно обращать внимание на возрастные особенности.
- Результат зависит от индивидуальных особенностей характера и возраста малыша.
Источник: