«Мы приходим к ситуации, когда уже ничто не будет вечным и стабильным». Андрей Шаронов – о навыках будущего

Сегодня я попробую очень коротко поговорить о навыках, которые нам понадобятся в том будущем, о котором никто не знает, но все его обсуждают и по-своему готовятся. Представления о будущем всегда очень разнообразные – не только по содержанию, но и по оценке последствий для людей. 

Если вы помните научную фантастику из нашего детства, то там всегда были более или менее научные прогнозы о будущем с возможностями и рисками. Например, «Город Солнца» Кампанеллы как образ очень светлого будущего, или пророчества Томаса Мальтуса, который предрекал человечеству голод от перенаселения. 

Что нас ждет?

Пять лет назад мои коллеги из Школы СКОЛКОВО совместно с АСИ выполнили работу, которую назвали «Атлас новых профессий». Они проанализировали около 24 крупных индустрий и сделали вывод в горизонте пяти-десяти лет, какие профессии, на их взгляд, исчезнут, а какие – появятся. 

Что удивительно, эта работа до сих пор остается одной из самых цитируемых – к ней часто обращаются, потому что она «живая», в ней много профессий. И даже те люди, которые не очень доверяют полученным цифрам и выводам, интересуются ей прежде всего с точки зрения того, есть ли их специальность в списке профессий, которым грозит исчезновение. 

Если вы хотите поделиться опытом работы в крупной компании или маленьком стартапе, рассказать о перипетиях своей карьеры и раскрыть секреты профессии, пишите на careerist@rb.ru. Лучшие рассказы опубликуем на Rusbase.

Существует одна зарубежная гипотеза, согласно которой в мире есть большое количество людей с низким уровнем образования и квалификации, и они физически не могут догнать изменяющуюся ситуацию.

Когда их профессии перестанут быть востребованными, они не смогут адекватно адаптироваться – это большая социальная задача и вызов для правительств всех стран. Один из способов решения этой проблемы ведет к теме безусловного прожиточного минимума, который будет выплачиваться таким людям. 

Забегая вперед, скажу, что есть еще одна гипотеза, согласно которой мы подходим ко времени, когда технологии сделают возможными, доступными и даже бесплатными многие блага, и труд станет привилегией, а не обязанностью. 

Чему учиться?

Итак, как выглядит набор компетенций, которые должны не просто застраховать нас от неприятных изменений в нашем профессиональном и социальном статусе, но и помочь оставаться по-прежнему востребованными и актуальными на рынке труда будущего? 

Приведу в пример очень популярную концепцию, которую применяют не только к детям, хотя началась она именно с описания того, чему нужно учить детей, но и ко взрослым. Это концепция 4К:

кооперация – умение сотрудничать с неопределенным, новым для вас кругом людей, 
коммуникация – умение выстраивать отношения, понимать друг друга, вызывать доверие, 
креативность – умение подходить творчески, нестандартно, к решению любой задачи,
критическое мышление – умение и смелость поставить под сомнение любые авторитеты, выводы, концепции, теории, с которыми, возможно, человечество живет уже не одну сотню лет. 

Эти навыки принято называть экзистенциальными – связанными со существованием в целом. Они индифферентны по отношению к вашей текущей специальности и обеспечивают возможность плавного перехода от профессии к профессии. А этот переход, судя по всему, и есть наше ближайшее будущее – нам с вами предстоит поменять примерно семь видов деятельности (не должностей – их может быть в десять раз больше). 

С этой точки зрения совсем не важно, какой конкретно профессии вы учились, получая первое или второе образование. Гораздо важнее, есть ли у вас эти экзистенциальные навыки, чтобы без потрясений переходить от одной профессии к другой при том, что они могут быть совершенно из разных индустрий. 

Известный израильский футуролог Юваль Ной Харрари считает, что критическим навыком в будущем станет наличие гибкого ума. Мы приходим к ситуации, когда уже ничто не будет вечным и стабильным – гибкий ум в этом случае помогает вам адаптироваться и выжить. 

Герберт Саймон, американский ученый, еще в 1971 году, когда не было интернета и гигантского объема информации, который лезет изо всех щелей 24 часа в сутки 7 дней в неделю 365 дней в году, сказал, что мы стремительно приближаемся к ситуации, когда критически важным и очень дефицитным ресурсом становится наше внимание. 

К сожалению, нам действительно не хватает внимания даже чтобы освоить небольшой кусок информации – ее обилие поглощает наше внимание, и нам очень сложно погрузиться во что-то конкретное. Поэтому умение быть здесь и сейчас становится критически важным навыком для любого человека любой профессии в любом возрасте. 

Несколько лет назад Гарвардский университет, а затем и многие другие университеты дали свои представления о том, в чем заключаются навыки будущего. 

Умение определить самостоятельно проблему без внешнего сопровождения. 
Умение задавать сложные вопросы, которые в том числе конкурируют, опровергают доминирующие представления, которые существуют сейчас. 
Умение работать с данными и формировать их в осмысленные массивы из нерегулярных и неопределенных больших объемов информации. 
Умение работать в команде. 
Умение работать в одиночку. 
Умение убеждать других. 
Умение понять, о чем думают, чего хотят и боятся ваши собеседники, партнеры, конкуренты и убедить их в том, что то, что вы говорите, делаете, – ценность и для них тоже. 
Умение концептуализировать и реорганизировать информацию. 
Умение обсуждать идеи и понимать возможность их применение. 
Индукция, дедукция и диалектика.

Всесилен ли ИИ?

Машины лучше в распознавании визуальных и аудиообразов, чем люди. Алгоритмы решили эту задачу, и мы безнадежно отстали. 

Кроме того, машины гораздо лучше занимаются накоплением информации и предсказательной аналитикой. Они хороши в определении корреляции – определении зависимости событий между собой, но бесполезны в казуальности – определении причины и следствия. 

Машина может увидеть, что два параметра связаны между собой, но какой из них является причиной, а какой – следствием, может понять только человек. 

Тем не менее существуют сферы, где люди по-прежнему перспективнее машин. 

    Работа с исключениями и неопределенностями. Это ситуация, когда еще нельзя сформулировать задачу, непонятно направление поиска – здесь машина практически бесполезна.
    Постановка вопросов. Умение задавать правильные вопросы – очень важно. Это принципиальное преимущество человека. 
    Воля и энергия. Применение воли и энергии к задачам, которые с формальной точки зрения могут считаться нерешаемыми, может принципиально повлиять на результат. 
    Эмпатия. Способность понимать чувства и настроение других людей по-прежнему остается привилегией человека. Но расскажу удивительный факт. Совсем недавно компьютер обыграл человека в покер. Эта игра базируется исключительно на эмоциях, на обмане – один игрок должен убедить другого, в том, что у него есть преимущество, исключительно мимикой и языком тела. Считалось, что эмпатия недоступна машине, но оказалось, что это уже не так. 
    Обобщение информации. Работа с разрозненными фрагментами информации, внешне никак не связанными с другими, тоже пока не подвластна машине. Для этого нужны фантазия, интеллект и чувство вкуса. 

Востребованные навыки

Вот как выглядят базовые навыки XXI века – отчасти о них мы о них уже говорили. 

Обращу внимание на способность к обучению – она становится критическим навыком. Мы входим в эпоху обучения в течение всей жизни, и это становится таким же важным навыком, как умение писать, пользоваться телефоном, учиться и разучиваться. Кстати, и это важный навык – нам гораздо проще научиться тому, чего мы никогда не делали, чем разучиться делать то, с чем жили в течение десятилетий или даже столетий. 

Был проведен опрос высшего и среднего звена на тему того, чему они хотят обучить своих сотрудников. Вот этот список, обратите внимание, что в приоритете именно софт-скиллс.

    Ведение переговоров, 

    публичные выступления, 

    управление людьми, 

    эффективные бизнес-процессы, 

    управление проектами, 

    цифровая трансформация, 

    управление изменениями. 

Конечно, отдельно взятому человеку будет сложно освоить все эти навыки, поэтому задача каждого из нас – определить свои сильные и слабые стороны и понять, какие навыки лучше развивать самому, а какие – компенсировать коллегами.

Закончить я хочу вот такой фразой из русской народной сказки, которая, наверное, еще очень долго (или даже никогда) не будет под силу ИИ: «Сходи туда – не знаю куда, принеси то – не знаю что. Сослужишь – награжу по-царски, а не то мой меч – твоя голова с плеч».

Фото в тексте и на обложке: Софья Федосеева 

Источник: rb.ru

Добавить комментарий

Next Post

Российские банки оказались на «кредитной игле»

Доля доходов российского банковского сектора от работы с розницей составляет около 45%, или 2 трлн рублей за первое полугодие 2019 года, пишут «Ведомости» со ссылкой на расчеты McKinsey. Это больше, чем в 2017–2018 гг. (40 и 43%), но заметно ниже, чем в развитых странах (США, Япония,