Как сон помогает предпринимателям

Исследование, полезное начинающим бизнесменам

Американские ученые Дж. Джеффри Гиш и Кристофер М. Барнс решили проверить, как качество сна влияет на принятие бизнес-решений. Стоит отметить, что авторы серии исследований не только занимаются наукой, но и имеют обширный практический опыт. Гиш — доктор наук, доцент кафедры управления колледжа делового администрирования Университета Центральной Флориды, основатель нескольких успешных предприятий и инвестор. 

Его коллега Барнс — профессор менеджмента Фостерской школы бизнеса при Вашингтонском университете, работал в отделе противодействия усталости Исследовательской лаборатории ВВС, автор докторской диссертации по организационному поведению.

Сначала ученые выделили ключевые функции, необходимые основателю предприятия на ранних этапах жизненного цикла бизнеса. К ним отнесли оценку бизнес-идей и формирование мнения о потенциале нового предприятия.

Затем в серии из трех исследований ученые сравнивали, как одни и те же люди анализируют бизнес-возможности — не выспавшись или хорошо отдохнув. Также Гиш и Барнс сопоставляли показатели усталых предпринимателей и их выспавшихся коллег.

Как невыспавшиеся предприниматели отдают преимущество конкурентам

Перед началом первого исследования 784-х практикующих предпринимателей попросили рассказать о качестве сна предыдущей ночью. Потом каждому из них дали по три бизнес-плана. 

Предварительно эти проекты оценили опытные инвесторы и бизнесмены, а ученые классифицировали, насколько новая технология соответствует требованиям предполагаемого рынка (поверхностный параметр) и насколько она продумана структурно (неочевидный параметр).

Две из трех идей были перспективными по обоим этим параметрам. Третья имела неплохие рыночные перспективы, но при этом содержала серьезные структурные проблемы. Таким образом, ее рыночный потенциал был сомнительным. 

В среднем оценки экспертов и всех предпринимателей-участников исследования совпали. Но различия начали выявляться, когда ученые сравнили оценки в разных группах. Выяснилось, что в группе плохо выспавшихся предпринимателей заведомо неудачная идея получала больше положительных оценок и чем в группе выспавшихся участников исследования, и чем среди экспертов. 

Усталые предприниматели больше обращали внимание на поверхностные параметры и плохо анализировали структурные перспективы, упуская из вида проблемы. 

Как нехватка сна ухудшает бизнес-навыки 

Затем ученые решили сравнить, как одни и те же люди принимают бизнес-решения в зависимости от своего сна. В этой серии тестов принял участие 101 практикующий предприниматель из разных стран.

Ученые контактировали с ними дважды в день на протяжении двух недель. Утром спрашивали о качестве и продолжительности сна прошлой ночью, а днем просили оценить новую бизнес-идею. В дни, когда предприниматели спали мало, они начинали… Да, вы угадали: гораздо чаще выбирать сомнительные бизнес-идеи. 

Здесь стоит уточнить, что значит «спали мало». Проанализировав время сна всех участников исследования, ученые начали делить испытуемых на три равные группы. В первую попадали люди, которые спали меньше ~ 6 часов прошлой ночью, вторую составляли люди, спавшие от 6 ч до 7 ч 15 мин, а к третьей группе относили предпринимателей, спавших более 7 ч 15 мин. и практиковавших дневной сон или power napping. 

Таким образом, первое исследование доказало, что усталость ухудшала способность предпринимателя оценивать неочевидные детали бизнес-идей и давала преимущество хорошо отдыхающим бизнесменам. Второе наглядно показывало, что как только предприниматель не высыпается, качество его бизнес-решений и навыки структурного мышления неминуемо падают. 

В третье исследование из серии ученые пригласили 73 студентов престижной бизнес-школы в возрасте от 19 до 27 лет. Их случайным образом распределили на две группы. Участники первой группы должны были не спать более суток, не дремать и не употреблять напитки с кофеином или алкоголем. Участники второй — контрольной — группы спали предыдущей ночью от 7 часов и им было разрешено практиковать дневной сон до 30 минут.

Потом всем участникам предложили проранжировать новые предприятия, как в первом исследовании. Еще в анкете были пункты с открытыми вопросами (то есть такими, которые не подразумевают выбора одного из готовых ответов, а предполагают собственный, развернутый), где просили поделиться своими бизнес-идеями по поводу новой технологии. 

В группе с депривацией сна гораздо меньше внимания уделяли структурному анализу новых бизнес-идей, оценивая их возможное рыночное применение. Ответы на открытые вопросы также были достаточно поверхностны.

Не буду спать и стану успешным?

Авторы исследований обращают внимание на то, что медиа сформировали глубоко неверное понимание пути к успеху. Из статей о многих известных бизнесменах вроде Дональда Трампа или Илона Маска простые смертные делают вывод, что для покорения бизнес-высот нужно поменьше спать и бесконечно работать.

Дело в том, что нехватка сна серьезно ограничивает наши возможности. Чем меньше мы спим, тем больше риск серьезно промахнуться. Вдруг, если бы основатель SpaceХ спал побольше, то его компания уже бы колонизировала Марс? 

Вокруг есть масса бизнес-идей. Неправильный выбор проекта и ошибки на ранних стадиях жизненного цикла бизнеса могут свести на нет все усилия предпринимателя. Гиш и Барнс подчеркивают, что маленькая оплошность на ранней стадии — это порой водораздел между настоящим успехом и фатальным провалом.

Теперь, когда есть подтвержденные данные о том, что полноценный сон помогает лучше оценивать ситуацию и принимать более взвешенные решения, стоит использовать их на пользу своему бизнесу. 

Возможно, тогда перед важной встречей и принятием стратегических решений вы не станете засиживаться допоздна, а постараетесь получше выспаться. Не исключено, что именно это мудрое решение как раз и позволит вам однажды попасть в список Forbes. 

Фото в материале и на обложке: Unsplash

Источник: rb.ru

Добавить комментарий

Next Post

«После Москвы тут – провинция». Как я работаю в Amazon

Меня зовут Глеб Романюк, мне 32 года. Я родился и вырос в Москве. У меня техническое образование: я учился в лицее «Вторая школа», потом поступил на факультет ВМК в МГУ. Интерес к математике и точным наукам был с детства. Думаю, что это шло от семьи – отец работает в ИТ-сфере,